Журнал о собаках. 16+

 
 
 
 
 
 

 
 


Кликер-тренинг. Начало работы с кликером. Подготовка

Комментарии выключены
Опубликовано 19/12/2012 - admin в СТАТЬИ

УРОКИ КЛИКЕР-ТРЕНИНГА

Начало работы с кликером. Подготовка

 

Итак, вы решили попробовать на практике возможности кликер-дрессировки. И мы дадим вам такую возможность, но, предварительно попросив вас, уделить несколько минут небольшому изучению теории кликер-метода. Это важно для того, чтобы первый опыт общения с кликером вас и вашего питомца прошёл без ошибок и доставил вам только приятные минуты от совместного тренинга.

Кликер-дрессировка – это дрессировка через стимул (побудительную причину), когда мы побуждаем определённое поведение животного для удовлетворения какой-то потребности.

Оптимально для работы выбрать стимул, который базируется на основных потребностях нашего питомца, например на пищевой потребности. Сформировать пищевую потребность очень легко, мы переносим обычное кормление собаки на время занятия, и собачка не просто ест, а зарабатывает корм, выполняя определённые действия. Работа на пищевом стимуле не вызывает недовольства и избегания, а наоборот естественна и понятна практически любой собаке. Можно также использовать в качестве стимула игрушку, но игровая мотивация встречается не у всех животных и, работая с игрушкой, сложнее дозировать размер подкрепления, часто животное быстро наигрывается и теряет интерес к игре.

 

Важным аспектом в работе будет наличие подкрепления. Подкрепление – это определённое воздействие на собаку, которое сообщает животному об эффективности его поведения. В кликер-дрессировке существует положительное и отрицательное подкрепление. Положительное подкрепление (ПП) – это подкрепление, связанное с приятными и эмоционально-положительными воздействиями на собаку, т.е. то что, несёт в себе положительные эмоции для вашего питомца (пища, игра, ласка.). ПП мы применяем, когда нам надо закрепить или повторить желательное поведение животного. Отрицательное подкрепление (ОП), это всё то, что связано с негативными эмоциями (отсутствие ПП, неприятное физическое воздействие и т.п.). ОП мы обычно пользуемся, когда нам не надо, чтобы животное повторило какое-то своё предшествующее поведение.

Основным в кликер-дрессировке является использование ПП, поэтому чтобы сообщить собаке, что определённое её поведение нам нравится, и мы хотим закрепить его, и подкрепить положительно, мы вводим сигнал кликера.

То есть, прежде чем положительно подкрепить собаку (в нашем случае – дать пищу), мы будем совершать щелчок. И через небольшой промежуток времени, собака будет понимать, что когда раздаётся щелчок кликера, она получит пищу, т.е. получит ПП.

 

Когда нам надо будет проигнорировать определённое поведение животного, то мы не будем щёлкать, а отсутствие ПП и есть отрицательное подкрепление.

Применяя подкрепление, вы должны соблюдать определённое правило, а именно: сигнал подкрепление (щелчок) должен производиться точно в момент совершения действия или сразу после него!


Очень важным является размер ПП. Мы уже договорились использовать в качестве ПП пищу, поэтому чтобы у собаки не терялся к ней интерес, чтобы продлить время занятия, мы будем использовать мелко нарезанную пищу. Оптимальным будет использование кусочков размером с 5 копеечную монетку или даже мельче, а зависимости от размеров собаки. Часто для работы используют сыр, мясо, сухой корм и т.п., любые продукты, которые ваш питомец будет съедать с удовольствием.

Применяя ПП, мы будем использовать определённый режим. На первоначальной стадии работы, когда происходит объяснение и отбор определённого поведения животного, положительно подкрепляться будет каждое правильное движение, это т.н. режим 100% подкрепления. А вот по мере усвоения учебного материала, для повышения заинтересованности в работе, режим подкрепления будет становиться вариативным и будет составлять 70-80%, т.е. будет подкрепляться не каждое движение, а 2 из 3.
И, конечно же, нельзя обойти внимание основные принципы формирования навыков.

 

Основным условием установления связи “клик-кусочек” является поиск лакомства после щелчка.

Урок кликер тренинга начало обучение собаки с помощью кликера

Щелчок! В момент, когда собака смотрела в сторону

Кликер-дрессировка кликер тренинг собак

Как интересно. Что это такое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уроки кликер тренинга дрессировка собак

Тренер, я вся во внимании!

Дрессировка собак с помощью кликера уроки кликер тренинга

Получи кусочек!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы воспользуемся советами, которые указал в своей статье: «Зачем собаке учиться? И как её учить?» гуру отечественной кликер-дрессировки В.С.Варлаков. Он пишет:

«Для того чтобы дрессировка была эффективной, необходимо строго придерживаться следующих общих принципов формирования навыков.
1.Создание доминирующей мотивации, на основе которой будет формироваться навык (пищевой, игровой и т.п.).

2.Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения.

3.Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из сторон достигала своего программируемого результата, в этом случае взаимный интерес будет высок.

4.Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный «языковой» контакт. При формировании каждого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, команд и пр.) обогащается новыми элементами.

5.Четкое определение границ формируемого навыка. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он подкрепляет, а собака – не менее четкое представление о том, какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе заинтересованности в работе.

6.Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими словами, выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком (командой «гуляй!» или какой-либо другой). Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка быть не должно.

7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным контролем технических средств (поводка, специальной цепочки, рулетки и тому подобное). С их помощью всегда можно исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

8. Если в начале формирования и закрепления навыка требуется обеднённая обстановка, то по мере его отработки и упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально увеличивать.

9.В начале формирования навыка применяется стопроцентный режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно получит.

10.Автоматизация навыка достигается многократным его повторением под жестким контролем технических средств. При этом используется вероятностная схема подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка сразу после первой команды. Воздействия направляющие, корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и быстро.»

А теперь приступаем к работе.

Александр Журавлев
Инструктор по дрессировке,
начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г. Москвы

Перепечатка на сайтах и форумах разрешена при наличии активной ссылки на материал. Спасибо.